Маркировка товаров

                                            

Как работать с маркировкой предприятиям HORECA, государственным муниципальным учреждениям

Маркировка. Что это такое и зачем она нужна?


В настоящее время все чаще на слуху, в средствах массовой информации, на телевидении появляется термин «маркировка товара».

Актуальность данной темы заключается в том, что современный потребительский рынок связан, прежде всего, с выбором товара. И именно маркировка товара может помочь конечному потребителю сделать правильный выбор в сторону качественного товара на основании доступа к полной информации о нем.

Согласно российскому законодательству данная информация должна быть представлена покупателю продавцом или производителем. Именно поэтому для потребителя первостепенное значение имеет именно маркировка, являющаяся носителем информации и зачастую определяющая качество товара. Значимость маркировки отмечается еще и тем, что она содержит информацию не только о товаре, но и сопутствующих действиях (утилизация упаковки, уход за товаром и т.д.). >>


МАРКИРОВКА ТОВАРОВ.

С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки должна  охватить все отрасли промышленности.  Предполагается, что с рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.

Что  такое маркировка?   Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ) на товаре.  Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.  Для изделий из драгоценных металлов (с марта 2024) – маркировку  будет осуществляет Гознак.

Где находится маркировка товара?  На упаковке, ярлыке, этикетке или таре.

Зачем нужна маркировка товара? С помощью маркировки (КиЗ)  можно идентифицировать товар, его подлинность,  отследить его путь от производителя  до продажи или списания. Маркировка товаров позволяет узнать всю информацию  конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры.

Кто может маркировать товар?Маркирует  товар  только производитель. Если товар импортный, то маркировкой занимаются импортеры. Б изнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».

Что  такое «Честный знак»? Национальная система маркировки товаров для их отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя.  Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. Главные  задачи системы Честный знак – это борьба с контрафактом и контроль за качеством.

Кто участвует в процессе маркировки?  Распределение ролей в рамках процесса следующее:

· производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;

· поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;

· торговые сети, розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.

Какие товары должны быть обязательно маркированы?

Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется.

В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:

В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:

· Алкоголь - с 1 января 2016, регистрируется в Единой  государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) ;

В системе «Честный  знак»:

· Шубы и изделия из меха -  с 12 августа 2016;

· Табачные изделия - с 1 июля 2019;

· Обувь - с 1 июля 2020 года;

· Товары лёгкой промышленности    - с 1 января  2021 года;

· Духи и туалетная вода – с 1 октября 2020;

· Шины и покрышки - с 1 ноября 2020;

· Фотоаппараты и лампы-вспышки -  с 1 октября  2020;

· Упакованная питьевая вода - с 1 декабря 2021;

· Молочная продукция– с 1 июня 2021;

· Пиво и слабоалкогольные напитки – с 1 октября 2023;

· Безалкогольные напитки – с 1 декабря 2023;

· БАДы, антисептики -  с 1 сентября 2023.

· Лекарственные препараты – с 1 июля 2019;

· Медицинские изделия – с 1 сентября 2023;

· Кресла-коляски – с 1 сентября 2023;

Какие виды маркировок применяются? 

Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий используются  RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и другие товары маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix. 

Что должна содержать маркировка товара?

· Наименование товара

· Предназначение

· Информацию о производителе

· Страну производства

· Контактную информацию

· Объем

· Срок годности

· Информацию об особых условиях хранения

· Рекомендации по использованию

· Меры предосторожности

· Данные о партии

· Состав.

Какая ответственность за нарушение  обязательных требований по маркировке?

За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Штраф дляграждан составляетот 2 тысяч до 4  тысяч рублей, надолжностных лиц от 5 до 10 тысяч руб., для юридических лиц – от 50  до 300 тысяч руб., а так же с конфискация непромаркированной продукции. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер.

Благодаря введению обязательной маркировки  товара,   у потребителя  появилась  возможность делать правильный и качественный выбор товаров. Приобретение продукции у добросовестных продавцов влечет за собой гарантию защиты его прав.

Информация подготовлена специалистами  консультационного центра по защите прав потребителей  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской  области» с использованием материалов  СПС Консультантплюс

НАШИ КОНТАКТЫ:

г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113  тел.: 8 (395-2) 22-23-88,

г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 404  тел.: 8 (395-2) 63-66-22,

е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru