Преобразование муниципальных образований

Уважаемые жители Мамско-Чуйского района!

В настоящее время идет подготовительная работа по преобразованию муниципальных образований Мамско-Чуйского района путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием вновь образованного муниципального образования – Мамско-Чуйский муниципальный округ Иркутской области.

Решение Думы Мамско-Чуйского района от 15.08.2024 № 31 

Назначены публичные слушания в 2-х городских поселениях:

-Витимское ГП (решение Думы Витимского городского поселения от 27.09.2024 № 72;

-Луговское ГП (решение Думы Луговского городского поселения от 25.09.2024 № 33.

В срок не позднее 30 октября 2024 года жители городских поселений должны выразить свое мнение по вопросу преобразования.

Мамское ГП публичные слушания не назначило, ответом главы администрации Мамского городского поселения Шпета В.Ф. уведомила о предложении депутатам Думы рассмотреть данный вопрос в 4 квартале 2024 года.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Думы, Главы Поселения. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Думы, назначаются решени­ем Думы, а по инициативе Главы - постановлением Гла­вы Поселения.

Предлагаем жителям района ознакомиться с Пояснительной запиской по вопросу преобразования всех муниципальных образований в округ:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

по вопросу преобразования муниципальных образований Мамско-Чуйского района (муниципальное образование Мамско-Чуйского района, Мамское муниципальное образование, Витимское муниципальное образование, Луговское муниципальное образование) путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием вновь образованного муниципального образования – Мамско-Чуйский муниципальный округ Иркутской области

Правовым основанием преобразования муниципальных образований Мамско-Чуйского района путем их объединения без изменения границ иных муниципальных образований с созданием вновь образованного муниципального образования – Мамско-Чуйский муниципальный округ Иркутской области являются положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 116-оз).

В соответствии с Законом Иркутской области от 2 декабря 2004 г. N 63-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Мамско-Чуйского района Иркутской области» на территории Мамско-Чуйского района Иркутской области образовано наделенное статусом муниципального района с административным центром в рабочем поселке Мама муниципальное образование Мамско-Чуйского района и пять городских поселений:

1) Витимское муниципальное образование;

2) Горно-Чуйское муниципальное образование (упразднено Законом Иркутской области от 01.11.2019 N 98-ОЗ;

3) Луговское муниципальное образование;

4) Мамское муниципальное образование;

5) Согдиондонское муниципальное образование (упразднено Законом Иркутской области от 05.03.2019 N 15-ОЗ

Также названным Законом Иркутской области установлены границы муниципальных образований.

Преобразования муниципальных образований Мамско-Чуйского района в соответствии с частью 3.1-1. статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает объединение всех поселений, входящих в состав Мамско-Чуйского района, с созданием вновь образованного муниципального образования, наделяемого статусом муниципального округа – Мамско-Чуйский муниципального округа Иркутской области с административным центром в рабочем поселке Мама.

Преобразование муниципальных образований осуществляется в целях повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований и уровня жизни проживающего в них населения.

Преимущества муниципального округа:

- упрощенная схема управления территорией - сосредоточение ответственности за осуществление местного самоуправления «в одних руках» (исчезнет разделение полномочий между районом и поселениями);

- консолидированный бюджет (объединение позволит избежать ситуации, при которой размеры бюджетов различных поселений на территории муниципального района значительно различаются, в части собственных доходов. Денежные средства будут равномерно направляться на развитие населенных пунктов);

- единое имущество округа (имеющееся имущество района и поселений будет использовано совместно на всей территории округа);

- сокращение организационных и финансовых затрат на проведение выборов в органы местного самоуправления. (В Мамско-Чуйском районе действуют 4 Думы, избирается 40 депутатов районного и поселенческого уровня. На выборы расходуются средства местного бюджета (к примеру, размер расходов на проведение выборов депутатов Луговского МО в 2023 году – 209 тыс.руб). Также проблематично найти самих кандидатов в депутаты).

- экономия бюджетных средств (в едином центре будут сконцентрированы финансовые, кадровые и управленческие ресурсы);

- единый генеральный план и сбалансированное развитие территории;

- единые тарифы на услуги ЖКХ;

- единые правила благоустройства;

- единый подход к налогообложению.

В случае объединения поселений и района в муниципальный округ в 2025 году пройдут выборы главы и депутатов Думы муниципального округа.

Там, где сегодня работают Администрации городских поселений, в случае объединения, будут работать территориальные органы Администрации муниципального округа, то есть для жителей упраздненных поселений никаких изменений не последует в плане обращений граждан по месту жительства, необходимые документы жители смогут получать в своем населенном пункте.

Думы в городских поселениях свою деятельность прекратят.

Создание муниципального округа не влечет за собой изменение статуса населенных пунктов, входящих в состав преобразуемых муниципальных образований, а также изменение или прекращение предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан.

Укрупнение муниципалитета не потребует внесения изменений в документы граждан и юридических лиц (регистрация по месту жительства, учредительные документы, документы на право собственности), за исключением муниципальных предприятий и учреждений, в уставы которых потребуется внести изменения в части наименований учредителя.

Во всех муниципалитетах собственных доходов (это доходы, полученные от поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц, 2% от налога на доходы физических лиц)практически хватает только на обязательные расходы по выплате заработной платы работников и коммунальные услуги. В связи с чем, самостоятельность в принятии решений на местах фактически отсутствует. Объединение позволит по некоторым направлениям проводить единые закупки, что в свою очередь может привести к экономии средств бюджета.

Вместе с тем, процесс оптимизации управления не должен привести к отдалению местной власти от жителей — необходимое количество сотрудников на местах останется. Основная задача — это не допустить ухудшения условий предоставления муниципальных услуг для жителей.

Объединение позволит снизить документооборот, в настоящее время из-за разных уровней власти в районе принимается 4 одинаковых решения (уставы, положения, решения о бюджете и др.), которые необходимы для функционирования района и поселений. Организационные вопросы одинаковы во всех поселениях и районе, поэтому и дублируется правовые акты.

Процесс объединения муниципального района и поселений в муниципальный округ займет значительное время.

Преобразование муниципальных образований в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ влечет создание вновь образованного муниципального образования и в силу положений пункта 3 части 16 статьи 35, пункта 12 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ является основанием для досрочного прекращения полномочий представительных органов и глав муниципальных образований. Частями 17, 18 статьи 35, частью 8 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, частью 5.1 статьи 10, частью 3.1 статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ, статьей 15 Закона Иркутской области № 116-оз установлена обязательность проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования не позднее чем через один год со дня его создания.

При этом, принимая во внимание необходимость преемственности деятельности органов местного самоуправления и непрерывности решения вопросов местного значения в целях обеспечения жизнедеятельности населения, на основании положений части 5 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения до формирования органов местного самоуправления вновь образованного Мамско-Чуйского муниципального округа Иркутской области. До выборов Главы и Думы округа (сентябрь 2025) все Думы-района и поселений, а также Главы и Администрации – района и поселений, а работают в прежнем режиме.

Этапы преобразования в муниципальный округ

1. Инициирование процедуры преобразования путем объединения;

2. Назначение и проведение публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований (публичные слушания проводятся по инициативе населения, Думы, Главы Поселения. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Думы, назначаются решени­ем Думы, а по инициативе Главы - постановлением Гла­вы Поселения).

3. Принятие всеми представительными органами решений о согласии на объединение;

4. Направление решений о согласии на объединение в Законодательное Собрание Иркутской области;

5. Принятие Законодательным Собранием Иркутской области решения о преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Мамско-Чуйского района и создании нового муниципального образования — Мамско-Чуйского муниципального округа;

6. Назначение и проведение выборов главы и депутатов Думы Мамско-Чуйского муниципального округа;

7. Проведение организационных и штатных мероприятий в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях.

Вывод:

Объединение территорий позволит создать благоприятные и комфортные условий для жителей поселения при реализации жилищного, земельного законодательства, решение вопросов в социальной сфере.

Преобразование муниципальных образований в муниципальный округ, учитывая высокую дотационность бюджетов поселений, широкую практику передачи поселениями своих полномочий органам местного самоуправления муниципального района на основе соглашений, позволит повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить финансовую основу их деятельности посредством объединения имеющихся ресурсов в целях эффективного развития территории.

Примечание:

В Иркутской области уже муниципальными округами являются Чунский, Усть-Илимский, Иркутский, Жигаловский, Нукутский, Заларинский, Качугский. Завершена работа на местном уровне и направлены документы в Законодательное Собрание области Балаганским районом, в стадии завершения процедуры – Киренский район. Начата работа Усть-Кутским районом.

Численность населения:

Чунский район: район + 11 поселений (27 тыс. жителей);

Усть-Илимский район: район + 8 поселений (15,4 тыс. жителей);

Балаганский район: район + 7 поселений (8,7 тыс. жителей);

Жигаловский район: район + 10 поселений (8,1 тыс. жителей);

Нукутский район: район + 10 поселений (15,1 тыс. жителей);

Киренский район: район + 9 поселений 16,2 тыс жителей);

Качугский район: район + 14 поселений (15,3 тыс. жителей);

Иркутский район: район + 21 поселение (162,7 тыс. жителей);

Усть-Кутский район: район + 7 поселений (43,4 тыс. жителей).

Численность населения Мамско-Чуйского района составляет (человек):

п.Мама - 2441 (по сведениям ТП УФМС - 3942);

п.Луговский - 380 (по сведениям ТП УФМС - 349);

п.Слюдянка - 5;

п.Витимский - 214 (по сведениям ТП УФМС - 349);

п.Мусковит - 96 (по сведениям ТП УФМС - 138);

п.Колотовка - 30 (по сведениям ТП УФМС - 92).

Итого – 3166 (по сведениям ТП УФМС – 3942).