Начисление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг

Скачать для ознакомления документы:

1. Правовые документы

  • Приказ Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 22 мая 2012 года  №132 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг"
  • Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" №761 от 14.12.2005г. (с изменениями от 30.07.2014  №734, 24.12.2014  №1469, 29.12.2016  №1540, 24.12.2016 № 232)
  • Жилищный Кодекс Российской Федерации (принят Государственной думой 22 декабря 2004 года, одобрен Советом Федераций 24 декабря 2004 года.) статья 159;
  • Постановление Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" №761 от 14.12.2005г. (с изменениями от 18 июня 2007г., 24 декабря 2008г., 16 марта 2013г.);
  • Постановление Правительства Российской Федерации "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи." №512 от 20.08.2003г.
  • Закон Иркутской области "О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области" №5-оз от 04.03.2009г. (редакция  №3-оз от 02.03.2011г.)
  • Закон Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" № 116-оз от 10 декабря 2007 года;
  • Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о принятии  Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг" №132-мпр от 28 мая 2012 года.(в редакции №179-мпр от 28 июня 2012г., №320-мпр от 21 декабря 2012г., №86-мпр от 23 мая 2013г,)
  • Постановление Правительства Иркутской области "О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям Иркутской области, на 2013 год"  № 405-пп от 07 октября 2013г.
  • Распоряжение мэра Мамско-Чуйского района  "О перечислении (выплате, вручении) гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" № 298 от 30 декабря 2012г. (в редакции № 54 от 21 февраля 2013г.)


2. Предоставление субсидии

Условия предоставления гражданам субсидий:

1. наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;
2. наличие основания пользования заявителем жилым помещением;
3. наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;
4. отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению;
5. превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленных исходя из соответствующего регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, над суммой эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.


Документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении субсидий.

Граждане при обращении за субсидиями должны предоставить заявление о предоставлении субсидий и документы, указанные в пунктах 8 и 9 Правил:
1. копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи: свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении ребенка, паспорта заявителя и членов его семьи, судебный акт в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
2. копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства: договор социального найма жилого помещения, договор найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, для нанимателя жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде - договор найма жилого помещения, для собственников жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (квартиру, жилой дом, часть квартиры или жилого дома), выданное в установленном порядке, свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию, договор купли-продажи, договор приватизации и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают основания владения и пользования жилым помещением.                                                                       
Ордер на жилое помещение не является документом, подтверждающим правовые основания владения и пользование заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, поскольку является актом разового действия, подтверждающим только правомерность заселения в жилое помещение в момент его предоставления.
3. документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии: справка с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах, справки о размерах социальных выплат из бюджетов всех уровней, заявление, копия договора и др. документы, содержащие сведения о доходах, полученных от сдачи жилых помещений в поднайм, справки органов, уполномоченных предоставлять компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о суммах выплаченных компенсаций, документы, подтверждающие размер денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание лиц, находящихся под опекой (попечительством), документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации в зависимости от избранной индивидуальным предпринимателем системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа, иные документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, выданные в порядке, установленном действующим законодательством;
4. документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидий месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
5. копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
6. копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации: паспорт, для детей в возрасте до 14лет - вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.
Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.64.3 Практического пособия).
Если граждане предоставил требуемые в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил документы, то им отказывается в предоставлении субсидий на основании предоставления заявителем неполных сведений в соответствии с пунктом 14 Правил.


Порядок предоставления субсидии.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидию, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.

Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 8 и 9 Правил.

Действие (бездействие) уполномоченного органа  при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.

При предоставлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа месяца, а при предоставлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся  или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
По решению уполномоченного органа субсидии  могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи или выплаты из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получателя субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.
В общем случае субсидии перечисляются гражданам ежемесячно до первого числа месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается субсидия.
В соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим.
Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг

К сведению граждан!

1. При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю или члена его семьи: супругом (супругой, родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными;
2. денежные выплаты, предоставленные гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (льготы, компенсации) - являются доходом гражданина (пункт 47 подпункт "е" Методических рекомендаций - справка органов, уполномоченных предоставлять компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о суммах выплаченных компенсаций);
3. разведенные супруги, в том числе проживающие в одном жилом помещении, ни при каких обстоятельствах не могут считаться членами одной семьи;
4. в соответствии со статьей 1 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Фактические брачные отношения без государственной регистрации брака, независимо от продолжительности и наличия совместных детей (так называемый "гражданский брак"), не является браком в юридическом смысле.
5. Субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя. По месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются.


3. Приостановление  и прекращение предоставления субсидии.

Приостановление предоставления субсидии.

Предоставление субсидии может быть приостановлено по решению уполномоченного органа на основании пункта 56 Правил  при условии:
а) неуплата получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнение получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил;
в) неисполнение получателем субсидии требований, предусмотренных п.48 Правил.

Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнение требований, предусмотренных пунктом 48 Правил, но не более чем на один месяц.

При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

При отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности). Либо после полного погашения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 Правил.
При принятии решения о возобновлении предоставления субсидии она выплачивается также и за тот месяц, в течение которого приостанавливалось предоставление субсидии.

Пункт 48 Правил:
Получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 Правил, обязан предоставить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. К таким событиям относятся изменения:
- состав семьи
- место постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи
- основания проживания в жилом помещении
- гражданства
Указанный перечень является закрытым и расширению уполномоченным органом не подлежит.

Прекращение предоставления субсидий.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа на основании пункта 60 Правил при условии:

а) изменение места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
в) предоставление заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнение требований, предусмотренных пунктом 48 Правил, в течение 1 месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при  отсутствии уважительной причины ее образования);
г) непогашение задолженности  или несогласование срока погашения задолженности в течение 1 месяца с дату уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при  отсутствии уважительной причины ее образования).


4. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления, а также должностных лиц органа местного самоуправления.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования гражданами являются решения и действия (бездействия) органа местного самоуправления, а также должностных лиц органа местного самоуправления, связанные с предоставлением государственной услуги (субсидии по оплате  жилого помещения и коммунальных услуг).
С целью обжалования решения и действий (бездействий)  органа местного самоуправления, а также должностных лиц органа местного самоуправления гражданин вправе обратиться в министерство с заявлением об обжаловании решений и действий (бездействий)  органа местного самоуправления, а также должностных лиц  органа местного самоуправления (далее жалоба).
Гражданин или его представитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации заявления гражданина о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Иркутской области для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными  правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Иркутской области для предоставления государственной услуги, у гражданина;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Иркутской области;
- затребование у граждан при предоставлении государственной услуги платы, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Иркутской области;
- отказ органов местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба может быть подана одним из следующих способов:
- лично по адресу: 664073, г. Иркутск, ул. Канадзавы, 2;
- письменно по адресу: 664073, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Канадзавы, 2;
- с использование средств факсимильной и электронной связи:
  телефон (факс) (83952)33-33-31;
  электронная почта: obl_sobes@irmail.ru

Прием граждан в министерстве осуществляет министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в случае  его отсутствия заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Прием граждан министром производится по предварительной записи, которая осуществляется по телефону (83952) 25-33-07.
При личном приеме граждан предъявляется документ, удостоверяющий его личность.

Жалоба должна содержать:
- наименование органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействия) которых обжалуются;
- фамилию, имя и (если имеется) отчество, сведения о месте жительства гражданина, а также номер, номера контактного телефона, адрес, адреса электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ гражданину;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействиях) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления;
- доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления. Гражданином могут быть предоставлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

Поступившая в министерство жалоба подлежит обязательной регистрации в день ее поступления.
Жалоба, поступившая в министерство, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенном полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у гражданина либо исправлении допущенных опечаток и ошибок в случае обжалования нарушения установленного срока  таких исправлений - в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы министерством принимается решение.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, гражданину в письменной форме и по желанию гражданина в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

По всем вопросам вы можете обращаться по адресу: 666811, Иркутская область, п. Мама. ул. Октябрьская, 23 или по телефону (839569)2-21-54
Часы приема: понедельник с 8-00 до 17-00, обед с 12-00 до 13-00
вторник-пятница с 8-00 до 16-00, обед с 12-00 до 13-00.