Прокуратура Мамско-Чуйского района информирует

БЕСПЛАТНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

ПОД ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земельные участки под индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС) могут быть предоставлены определенным категориям граждан бесплатно в установленных законодательством случаях.

На бесплатное предоставление в собственность земельных участков под ИЖС могут рассчитывать определенные категории граждан, в частности:

1. Граждане, имеющие трех и более детей.

Случаи и порядок предоставления земельных участков указанным лицам устанавливаются законодательством субъектов РФ (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ).

2. Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы.

Граждане, относящиеся к данной категории, имеют право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно, без проведения торгов земельного участка для ИЖС размером не менее чем 20 соток в границах городских населенных пунктов и 40 соток в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий (п. 4 ст. 5 Закона от 15.01.1993 N 4301-1).

3. Герои Соцтруда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

Указанные лица имеют право на получение в собственность бесплатно, без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для ИЖС в соответствии с предельными размерами, установленными законодательством, но не менее чем 8 соток в городах и поселках городского типа и 25 соток в сельской местности (ч. 1 ст. 1.1, ч. 4 ст. 3 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ).

4. Инвалиды.

Право на первоочередное получение земельных участков под ИЖС в аренду без проведения торгов имеют инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ; ч. 16 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Возможность предоставления указанной категории граждан земельных участков под ИЖС в собственность бесплатно может быть предусмотрена законом субъекта РФ (пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ; Обзор вопросов, утв. Минэкономразвития России).

5. Военнослужащие.

Право на получение земельных участков под ИЖС имеют следующие военнослужащие (п. п. 1, 12 ст. 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ):

·                        проходящие службу по контракту;

·                        отслужившие не менее 10 лет и уволенные по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными мероприятиями;

·                        проходящие службу за пределами РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Органы местного самоуправления вправе выделять земельные участки указанным гражданам в первоочередном порядке.

Кроме того, отдельным категориям граждан могут быть бесплатно предоставлены в собственность земельные участки в случаях, предусмотренных региональным законодательством (пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ).

Получение гражданами земельных участков для ИЖС на праве безвозмездного пользования может быть предусмотрено в муниципальных образованиях, определенных региональным законодательством (пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).

Аналогичная возможность может быть предоставлена гражданам, работающим по основному месту работы в соответствующих муниципальных образованиях по профессиям, специальностям, которые установлены региональным законодательством. Законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на такой учет, а также требование об отсутствии у них права собственности на иные земельные участки, предоставленные для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства в соответствующем муниципальном образовании (пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).

По указанным основаниям земельные участки предоставляются не более чем на шесть лет. По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование его могут бесплатно предоставить в собственность при условии использования участка в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием (во втором случае также при условии использования участка в соответствии с его целевым назначением и работы по основному месту работы в муниципальном образовании по определенной профессии, специальности) (пп. 4, 5 ст. 39.5, пп. 6, 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков по вышеуказанным основаниям (как бесплатно, так и за плату) устанавливается в том числе местными нормативно-правовыми актами.

По общему правилу для получения (приобретения) земельного участка под ИЖС граждане, относящиеся к одной из перечисленных выше категорий, обращаются с заявлением и пакетом необходимых документов (к которым относятся, в частности, документы, подтверждающие право на получение земельного участка под ИЖС на льготных основаниях) в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления (например, местную администрацию). Соответствующим нормативно-правовым актом может быть предусмотрена подача заявления через МФЦ, Портал госуслуг или посредством почтового отправления.

По итогам рассмотрения заявления уполномоченным органом выносится решение о предоставлении земельного участка под ИЖС либо об отказе в его предоставлении. В случае несогласия с отказом заявитель вправе обжаловать данный отказ в досудебном или судебном порядке.

 

И.о. заместителя прокурора Мамско-Чуйского района

 

юрист 1 класса                                                                                                  А.В. Каминский

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

1) Федеральным законом от 27.11.2023 N 561-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ.

Так, с 1 сентября 2024 года общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может принять решение о проведении обследования технического состояния многоквартирного дома за счет средств собственников

В этом случае результаты обследования технического состояния многоквартирного дома, проведенного на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком многоквартирном доме, подлежат направлению в ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочного плана ее реализации орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен многоквартирный дом, в порядке, определенном указанным решением общего собрания. Результаты обследования технического состояния многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, являются основанием для внесения изменений в указанную программу.

Обследование технического состояния многоквартирного дома проводится юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

В случае проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в целях восстановления его технического состояния в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимается без проведения общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Капитальный ремонт общего имущества в этом многоквартирном доме проводится без включения этого многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора и учитывается при ежегодном внесении изменений в региональную программу капитального ремонта.

 

2) Федеральным законом от 12.12.2023 № 592-ФЗ внесены изменения в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ.

Так, председателю совета многоквартирного дома предоставлено право представлять в суде интересы собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением и предоставлением коммунальных услуг, в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников

Указанное решение должно быть оформлено протоколом и содержать перечень споров, по которым председатель совета вправе выступать в суде в качестве представителя собственников помещений в данном многоквартирном доме, а также перечень процессуальных действий, которые он вправе совершать от их имени в целях реализации переданного ему полномочия.

 

3) Федеральным законом от 12.12.2023 № 593-ФЗ внесены
изменения в статьи 44, 157.2 Жилищного кодекса РФ.

Так, установлен порядок определения даты заключения «прямого» договора о предоставлении коммунальных услуг, на оказание услуг по обращению с ТКО, если собственники помещений в многоквартирном доме не утвердили ее на общем собрании.

Также закреплено, что изменение и (или) расторжение «прямого» договора возможны при получении согласия всех собственников.

 

 

И.о. заместителя прокурора Мамско-Чуйского района

 

юрист 1 класса                                                                                             А.В. Каминский

 

 

 

О преступлениях в сфере информационно-телекоммуникационных технологий


Органами прокуратуры уделяется повышенное внимание вопросам борьбы с преступлениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Общее количество зарегистрированных преступлений указанной категории остается высоким, а суммарный ущерб, причинённый жителям Иркутской области вследствие реализации преступных схем «дистанционными мошенниками» за истекший период 2023 года, составил более 1 200 млн. рублей.

Наиболее распространённой мошеннической схемой на территории региона на сегодняшний день остается поступление телефонных звонков, в ходе которых злоумышленники, действующие от имени сотрудников банков, правоохранительных органов, под различными предлогами вынуждают граждан оформить кредит, а полученные денежные средства перевести на «безопасный, резервный, специальный» счет, которых попросту не существует, для обеспечения их сохранности.

Также распространенной схемой мошенничества остается мнимое спасение родственника, попавшего в сложную жизненную ситуацию (например, дорожно-транспортное происшествие), и наличие возможности избежать уголовной ответственности за определенное денежное вознаграждение. Деньги мошенники просят передать сотруднику, который прибудет к потерпевшему. О разговоре просят никому не сообщать. В данной схеме для передачи денежных средств в большинстве случаев используются курьеры.

Следующий способ обмана граждан связан с их желанием получить быструю прибыль от инвестиционной деятельности. Преступники, злоупотребляя доверием граждан к легальным финансовым институтам, обещая им получение высоких доходов путем торговли на международном финансовом рынке, предлагают перечислить денежные средства на свои счета, после чего денежные средства похищают, общение с гражданами прекращают.

Так, в октябре 2023 года жителю Иркутской области на сотовый телефон позвонил неизвестный мужчина, представился сотрудником инвестиционной компании и предложил дополнительный заработок, путем вложения в инвестиции. После чего потерпевший по инструкции неизвестного зарегистрировал брокерский счет и перевел мошенникам более 4 млн. рублей.

Об устранении нарушений в связи с массовой дракой на Кавыктинском месторождении

Прокуратурой Иркутской области с привлечением региональных Управлений Росгвардии и Роспотребнадзора, Государственной инспекции труда в области проведена проверка произошедшей массовой драки между работниками газоконденсатного месторождения на территории Жигаловского района, в которой приняли участие свыше 300 иностранных граждан.

По результатам прокурорской проверки установлено, что 23.06.2023 на почве спора из-за очереди в столовую во время обеда произошел конфликт между работниками АО «Ленгазспецстрой», в ходе которого несколько человек получили травмы. На предприятии выявлены нарушения требований к охране труда и условиям проживания работников, факты несвоевременной выплаты заработной платы, привлечения к оказанию охранных услуг лиц, не прошедших соответствующее обучение.

Допустившие нарушения виновные лица привлечены к административной ответственности по ч.ч. 1, 6 ст. 5.27, ч.ч. 1, 4 ст. 5.27.1, ст.ст. 6.4, 6.5, ч. 3 ст. 14.1 ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ, назначенные им административные штрафы оплачены в полном объеме.

В результате принятых мер прокурорского реагирования предприятием с целью предупреждения в дальнейшем конфликтных ситуаций организованы 4 дополнительные столовые, увеличен штат сотрудников службы безопасности.

Свыше 300 граждан привлечены ГУ МВД России по Иркутской области к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ за нарушение общественного порядка, в отношении 34 иностранных граждан приняты решения об административном выдворении, обеспечен контроль за их выездом из Российской Федерации.

Следственными органами возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство). В отношении 5 обвиняемых судом избраны меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста.

Благодаря четко скоординированным прокуратурой действиям противоправная деятельность пресечена, имевшиеся нарушения устранены.

«Об обязанностях работодателя по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о наличии или отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей».

Статьей 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений в соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ является свобода труда, включая право на труд, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения) определяет основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Частью 3 ст. 25 Закона о занятости населения установлена обязанность работодателей по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

При этом, обязанность по представлению указанных сведений не поставлена Законом в зависимость от намерения работодателя укомплектовать имеющиеся свободные рабочие места, наличия или отсутствия производственной необходимости в их укомплектовании, наличия кандидатов на трудоустройство на свободные рабочие места, в том числе направление им предложения о трудоустройстве.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ч. 1 ст . 5.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность в виде предупреждения или административного штрафа для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – до 5 тысяч рублей; для юридических лиц - до 50 тысяч рублей.

«Об уголовной ответственности за злостное неисполнение приговора, решения или иного акта суда».

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст.315 УК РФ).

Злостное неисполнение судебного акта предполагает уклонение лица от обязанности исполнить адресованный ему судебный акт или организовать его исполнение другими лицами. Указание в диспозиции статьи на злостный характер неисполнения судебного акта означает, что соответствующее лицо, имея реальную возможность его исполнить, не делает этого, игнорируя направляемые ему судом или иными уполномоченными органами и должностными лицами специальные предписания о необходимости исполнения.

Под воспрепятствованием исполнению судебного акта понимается непринятие мер, призванных создать необходимые условия для своевременного исполнения судебного акта, либо, напротив, создание препятствий для исполнения.

Ответственности за злостное неисполнение судебного акта подлежат лишь специальные субъекты, на которых обязанность исполнения судебных актов возлагается в силу их служебного положения: представители власти, государственные служащие, муниципальные служащие, служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.

Согласно диспозиции ч. 1 статьи 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное ч.4 ст.17.15 КоАП РФ, совершенное в отношении того же судебного акта.

Напоминаем, что частью 4 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 315 УК РФ, наказывается штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Разъяснение ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов

Незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней - опасное и распространенное в современной России преступление.

Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты.

Понятия драгоценных металлов и драгоценных камней содержится в Федеральном законе от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Так, драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

Драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней.

Законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность за незаконный оборот и хищение драгметаллов. 

Ст. 191 Уголовного кодекса РФ содержит под общим названием "незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга" описание признаков двух самостоятельных составов преступлений:

а) совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации в крупном размере;

б) незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий совершенные в крупном размере.

За хищение драгметаллов из недр наступает уголовная ответственность по ст. 158 УК РФ , к ража, то есть тайное хищение чужого имущества, максимальный наказания предусмотренный санкцией статьи заключается в лишении свободы на срок до двух лет.

Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору или с причинением значительного ущерба гражданину - лишением свободы на срок до пяти лет

Кража, совершенная в крупном размере наказывается лишением свободы на срок до шести лет.  

Кража, совершенная организованной группой или в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Крупным размером признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

«Ответственность родителей за оставление ребенка без присмотра».

Статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации раскрыты права и обязанности родителей по воспитанию детей: родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

 Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 СК РФ).

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних влечет и административную ответственность, предусмотренную ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) не содержит прямой статьи, предусматривающей ответственность за оставление ребенка одного дома, ряд норм уголовного законодательства позволяют привлечь виновное лицо к уголовной ответственности, в.т.ч. когда наступает гибель ребенка, причиняется вред его здоровью.

Так, статья 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, «если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним». Жестокое обращение может выражаться в непредоставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев и др.

В статье 125 УК РФ («Оставление в опасности»), предусмотрены меры наказания для лиц, которые в т.ч. заведомо оставили без помощи ребенка, оказавшегося в ситуации, представляющей опасность для его здоровья или жизни, не имеющего возможность самостоятельно справиться с ситуацией в силу различных причин, в т.ч. и возраста. Это касается тех случаев, когда родитель или иной взрослый имел реальную возможность и был обязан оказать необходимую помощь ребенку.

Статья 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности») применяется в ряде случаев, когда родители, законные представители и иные лица, не имея умысла на причинение смерти ребенка, но вследствие грубой недисциплинированности, невнимательности, неосмотрительности своих действий, поступков и поведения, привели к наступлению тяжких последствий в виде смерти.

«Об обязанностях работодателя по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о наличии или отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей».

Статьей 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений в соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ является свобода труда, включая право на труд, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения) определяет основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Частью 3 ст. 25 Закона о занятости населения установлена обязанность работодателей по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.

При этом, обязанность по представлению указанных сведений не поставлена Законом в зависимость от намерения работодателя укомплектовать имеющиеся свободные рабочие места, наличия или отсутствия производственной необходимости в их укомплектовании, наличия кандидатов на трудоустройство на свободные рабочие места, в том числе направление им предложения о трудоустройстве.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ч. 1 ст . 5.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность в виде предупреждения или административного штрафа для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – до 5 тысяч рублей; для юридических лиц - до 50 тысяч рублей.


Обращение в Государственную инспекцию труда или прокуратуру может быть расценено в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд

 

Статьей 392 Трудового кодекса РФ установлены специальные сроки обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров:
- в течение 3-х месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
- по спорам об увольнении - 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
- по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат - 1 год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе при увольнении.
В случае пропуска срока по уважительной причине по заявлению работника такой срок может быть восстановлен судом.
В качестве таких уважительных причин могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора. К таким причинам относят: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
Об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15).
Кроме того, рассматривая конкретный спор – о неправомерном увольнении работника, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что, направляя письменные обращения по вопросу незаконности увольнения гражданина в ГИТ и органы прокуратуры, работник правомерно ожидал, что в отношении его работодателя будет принято соответствующее решение об устранении нарушений его трудовых прав и его трудовые права будут также восстановлены во внесудебном порядке. Указанные обстоятельства и доводы работника о том, что вопреки его ожиданиям о разрешении указанными органами вопроса о незаконности его увольнения ему было рекомендовано за разрешением спора обратиться в суд, по мнению суда, дают основание для вывода о наличии уважительных причин пропуска работником установленного ст. 392 ТК РФ срока (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2019 № 39-КГ18-7).


Ответственность за нарушения законодательства об охране труда


Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), развивая это конституционное положение, возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 ТК РФ).

Эта гарантия обеспечивается государственным контролем (надзором) за соблюдением требований охраны труда и предусмотренной законодательством дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, а также административной и уголовной ответственностью лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (ст. 419 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность выражается в применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим нарушение правил охраны труда.

Перечень дисциплинарных взысканий установлен статьей 192 ТК РФ и включает в себя замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Материальная и гражданско-правовая ответственность заключается в частичном или полном возмещении ущерба, причиненного нарушением правил охраны труда, и может применяться по основаниям и в порядке, предусмотренном  разделом XI и статьей 277 ТК РФ, а также по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда пунктом 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 80 тысяч рублей.

Кроме того, в самостоятельные составы выделены такие нарушения , как нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ), допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ), необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (п. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ), повторное нарушение вышеуказанных пунктов влечет ответственность по п. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающему в качестве наказания еще более высокие размеры административных штрафов, дисквалификацию и административное приостановление деятельности.

Право гражданина на безопасные условия труда охраняется также и уголовным законодательством.

Статьями 143, 216, 217 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, и повлекло наступление предусмотренных указанными статьями последствий: причинение по неосторожности крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью человека, смерти человека или смерти двух и более лиц.

Согласно части 1 ст. 143 УК РФ нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев или иными видами уголовных наказаний, среди которых максимально строгим является лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека и смерть двух и более лиц, влечет ответственность по части второй и третьей статьи 143 УК РФ, предусматривающей в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вопрос об отграничении преступления, предусмотренного статьей 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных статьями 216 и 217 УК РФ, разрешается исходя из того, при производстве каких именно работ нарушены специальные правила. Если нарушение специальных правил (в том числе и требований охраны труда) было допущено при производстве строительных или иных работ, а равно работ на опасных производственных объектах, то содеянное при наличии других признаков составов соответствующих преступлений должно квалифицироваться по статье 216 или 217 УК РФ.

По вопросам нарушения трудовых прав граждане вправе обратиться в Государственную инспекцию труда, суд либо в органы прокуратуры.

«О практике привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 261 УК РФ»

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений. Данное преступление предусмотрено статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уничтожение лесных и иных насаждений выражается в полном сгорании насаждений или их усыхании в результате воздействия пожара или его опасных факторов, загрязняющих и отравляющих веществ, отходов производства и потребления, отбросов и выбросов. К повреждению относятся случаи частичного сгорания насаждений, деградацию их на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражение болезнями или вредными организмами и т.д.

Вышеуказанное преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Под неосторожным обращением с огнем или иными источниками повышенной опасности применительно к части 1 статьи 261 УК РФ понимается несоблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т.п.).

Поджог лесных и иных насаждений (часть 3 статьи 261 УК РФ) состоит в умышленных действиях, направленных на уничтожение или повреждение насаждений с помощью открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т.д.).

К иным общеопасным способам относятся любые другие способы (кроме поджога), которые могут повлечь уничтожение либо повреждение лесных и иных насаждений (например, использование взрывчатых веществ, ядов, бактериологических и других биологических средств, массовое распространение болезней и вредителей растений, выбросы, сбросы вредных веществ).

Обстоятельством, увеличивающим общественную опасность совершенного преступления и предусмотренным частями 2 и 4 статьи 261 УК РФ является причинение в результате преступных действий крупного ущерба, который превышает пятьдесят тысяч рублей.

Санкциями статьи 261 Уголовного кодекса РФ предусмотрен широкий перечень видов наказаний, назначаемых лицам, совершившим указанное преступление: штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, а также лишение свободы:

- на срок до двух лет за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности или до четырех лет за совершение того же преступления, причинившего крупный ущерб;

- на срок до восьми лет за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия или до десяти лет за совершение того же преступления, причинившего крупный ущерб.

При этом лицо, которому назначено наказание за совершение указанных преступлений, не освобождается от обязанности возместить причиненный государству материальный ущерб.

 О практике привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 167 УК РФ

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за умышленное повреждение либо уничтожение чужого имущества. Данное преступление предусмотрено статьей 167 Уголовного кодекса Российской Федерации. Повреждение (уничтожение) чужого имущества довольно распространенный вид преступления.

Под повреждением имущества подразумевается значительное ухудшение его качества и характеристик, уменьшающих ее потребительскую стоимость. Однако в данном случае имуществом можно частично пользоваться даже в поврежденном состоянии или, при материальных вложениях, восстановить до исходного состояния. При уничтожении же имущества оно приходит в полную негодность, восстановлению не подлежит.

Для признания преступления, предусмотренного статьей 167 УК РФ оконченным, наступление преступных последствий обязательно. В данном случае они выражаются в причинении материального ущерба, который должен быть реальным и более того, значительным для потерпевшего. «Значительность» ущерба определяется примечанием к статье 158 Уголовного кодекса РФ с учетом имущественного положения потерпевшего и не может составлять менее пяти тысяч рублей. Часть 1 статьи 167 УК РФ предусматривает широкий перечень видов наказаний, назначаемых лицам, совершившим указанное преступление: штраф в размере до сорока тысяч, обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, исправительные работы на срок до одного года, принудительные работы на срок до двух лет, арест на срок до трех месяцев, лишение свободы на срок до двух лет.

Обстоятельствами, увеличивающими общественную опасность совершенного преступления и предусмотренными частью 2 статьи 167 УК РФ являются: совершение преступления из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (таковыми могут быть, в частности, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку либо причинение средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам; оставление потерпевших без жилья или средств к существованию). Наказание за совершение указанного преступления предусмотрено в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок.

При этом лицо, которому назначено наказание за совершение указанных преступлений, не освобождается от обязанности возместить причиненный потерпевшему материальный ущерб.

В случае, если в результате совершения правонарушения потерпевшему причинен материальный ущерб, не являющийся значительным, действия лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей).

О практике привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 330 УК РФ

Ответственность за совершение самоуправных действий предусмотрена как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так и Уголовным кодексом Российской Федерации.

В уголовном законодательстве под самоуправством, предусмотренным статьей 330 УК РФ, понимается самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред. Отличительным признаком указанного состава преступления является наличие действительного или предполагаемого виновным права на совершение оспариваемых действий, осуществляемых с нарушением предусмотренной законом процедуры их совершения.

Действия при самоуправстве, как уголовно наказуемом деянии, должны иметь причинно-следственную связь с причинением существенного вреда потерпевшему (юридическому или физическому лицу). При этом, существенный вред может быть как материальным (прямой ущерб), так и нарушать иные права потерпевшего (например, конституционные – на свободу передвижения).

Объектом преступления, предусмотренного статьёй 330 УК РФ, являются общественные отношения в области порядка управления. Общественная опасность уголовно-наказуемого деяния заключается в нарушении установленного порядка осуществления людьми своих прав, при котором наносится существенный вред другим гражданам или организациям.

Совершение самоуправных действий с применением насилия, либо с угрозой его применения является более тяжким преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 330 УК РФ. Применение насилия, либо угроза его применения, являются способом совершения преступления и должны быть направлены на достижение основной цели.

Отсутствие существенного вреда в результате совершения противоправных действий исключает наступление уголовного ответственности, но влечет административную по ст. 19.1 КоАП РФ. За совершение указанного правонарушения предусмотрен административный штраф.

За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК РФ предусмотрен наиболее строгий вид наказания в виде исправительных работ на срок до 2 лет, за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 330 УК РФ предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.

  • Флаеры правового просвещения.


Прокуратура Иркутской области видеоролик